Пишите нам:rbnekr@rambler.ru

знач.изм.
USD22/1163.840.1783
EUR22/1170.70.1527

Архив номеров

Выберите номер: Архив номеров

  • Его жизнь - в искусстве…

    Его жизнь - в искусстве…2013.04.260100423 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения Кирилла Даниловича Выгривача, создателя и режиссера Некрасовского народного театра, Почетного жителя пос. Некрасовское. О великом актере и режиссере вспоминают его друзья, коллеги, продолжатели театральной стези.

    Вместо предисловия. Еще будучи школьницей, услышала я по местному радио трансляцию спектакля по пьесе В. Распутина «Живи и помни» в постановке Народного театра районного Дома культуры. На всю жизнь запомнились надрывные, душераздирающие монологи актеров самодеятельного театра. Я их не видела, а только слышала, но этого было достаточно, чтобы представить себе тот накал страстей, который кипел на сцене!.. По прошествии нескольких лет, приобретя некоторый опыт игры на сцене, только удивляешься, как режиссер, не имевший специального образования, мог поставить такую труднейшую по эмоциональному накалу пьесу? Имя этого режиссера – Кирилл Данилович Выгривач.

    Благодаря работе в культурной сфере с конца 80-х годов, мне посчастливилось застать Кирилла Даниловича в живых. Пусть уже больного и не ставившего пьесы, но для меня он оставался человеком-легендой, человеком-загадкой. Жалею об одном - не удалось сыграть с ним на сцене. На тот момент была попытка постановки пьесы Б. Васильева «Завтра была война» молодым режиссером Ларисой Трубициной. Среди новичков-артистов Кирилл Данилович пользовался большим авторитетом - для нас он был Станиславским, и мы с трепетом ждали репетиций, ведь он вместе с нами должен был играть в спектакле. Но в силу каких-то обстоятельств репетиции прекратились, и тот бесценный опыт, который могли бы получить от общения с ним, мы не получили…

    Творческий путь: начало

    Передо мной - копии газетных материалов из нашей любимой районки 70-80-х годов, и все они посвящены Народному театру и, конечно же, Кириллу Даниловичу Выгривачу. Благодаря журналистам прошлых лет вспомним удивительного человека и замечательного режиссера, который помог многим некрасовцам воплотить свою мечту стать актером или актрисой, режиссера, который за свою творческую деятельность поставил множество пьес, приобщая тем самым земляков к высокому и прекрасному театральному искусству.

    Детство его прошло в Винницкой области, в селе Москалевка, утопающем с весны до осени в пышной зелени деревьев и кустарников. И, сколько бы лет ни прошло, помнил он, как еще мальчишкой с наслаждением слушал задушевные украинские песни, которые пели самые дорогие ему люди: отец Данила Иванович и мать Пелагея Кирилловна. Родители пели не только в семейном кругу, но и успешно выступали на сцене клуба Браиловского сахарного завода. Отец, мать и старший брат Иван выступали и в театральных постановках. Позже Кирилл Данилович на вопрос «Как Вы попали на сцену?», скажет: «Великая любовь к искусству вообще, а к театральному в особенности зародилась у меня, несомненно, под влиянием родителей и старшего брата, погибшего в боях с немецко-фашистскими захватчиками. А первую роль Павлика Морозова я исполнил еще в школе».

    Обучаясь в Харьковском химико-механическом техникуме, Кирилл Данилович с удовольствием посещал занятия театральной секции в городском Доме Красной Армии. Уже на первом курсе техникума он сыграл одну из главных ролей в пьесе Киршона «Чудный сплав». И неизвестно, какими аршинными шагами пошел бы он в театральном искустве дальше, если бы не началась война. Учебу пришлось закончить, увлечение театром - тем более. Студент второго курса, Выгривач отправился на Волховский фронт. После краткосрочных курсов сначала был заместителем командира, а затем до конца войны командовал ротой. При прорыве блокады Ленинграда получил тяжелое ранение, попал в госпиталь. А когда пошел на поправку, стал выступать в организуемых в том числе при его участии концертах: читал лермонтовского «Демона», стихи Маяковского, отрывки из поэм Твардовского. Видя, как внимательно, заинтересованно слушают самодеятельных артистов бойцы - даже только что прооперированные и стискивающие зубы от нестерпимой боли, благодарят и просят еще что-нибудь «выдать», лишний раз убеждался: искусство действительно является чудодейственным лекарством.

    А потом были снова бои, тяжелые и кровопролитные. В июне 1944 года при освобождении Пскова Кирилла Даниловича опять ранило. Вылечили. И до самого долгожданного Дня Победы он яростно сражался с фашистскими захватчиками.

    Когда смолкли зловещие залпы войны, как того требовала обстановка, он продолжал служить в воинской части, которая тогда располагалась в Костромской области. Комсомольская организация части нередко направляла талантливого оратора проводить беседы с молодыми некрасовцами о героизме юношей и девушек в годы Великой Отечественной войны. Эти беседы молодой офицер Выгривач, не счесть сколько километров прошагавший нелегкими фронтовыми путями-дорогами, награжденный орденом Красной Звезды и многочисленными медалями, проводил увлеченно, страстно, и они производили большое впечатление на слушателей. И, чего уж там скрывать - заглядывались на ладного, по-военному подтянутого, вежливого и обходительного командира некрасовские девчата. А по душе пришлась ему как-то сразу лишь одна, Шура - инструктор райкома комсомола, ставшая вскоре его женой.

    В 1946 году только что демобилизовавшемуся офицеру предложили должность директора Некрасовского Дома культуры. Тот не отказался. Начал с того, что при активной помощи районной общественности привел в порядок полузабытое здание - бывший Воскресенский собор. В преобразившемся до неузнаваемости культурном очаге благодаря настойчивости и энтузиазму директора стали проводиться тематические вечера, концерты, вечера отдыха.

    Быть преданным делу - вот весь секрет

    Как- то в середине 1947 года к молодому директору обратились с просьбой показать на сцене Дома культуры пьесу Островского «Не так живи, как хочется», подготовленную драмкружком машиностроительного завода. Пожалуй, внимательнее всех смотрел эту пьесу Кирилл Данилович. А когда разошлись зрители, он с профессиональной точки зрения, не кривя душой, прямо отметил «плюсы и минусы» в постановке и игре исполнителей, и предложил объединить усилия, чтобы поставить задуманный им спектакль по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». Этот первый спектакль, поставленный молодым режиссером, очень понравился зрителям, и был выдвинут на областной смотр, где получил положительную оценку.

    И так из года в год драмкружок под руководством бессменного режиссера-постановщика Кирилла Даниловича Выгривача пополнялся новыми актерами, спешащими после работы на репетиции, ставились пьесы из классического и советского репертуара. В 1967 году драмкружку районного Дома культуры было присвоено почетное звание Народного театра. Новый статус коллектива требовал более высокого профессионального уровня работы театральной труппы, поэтому Кирилл Данилович поступил на режиссерские курсы при Всесоюзном Доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве. Полученные знания, умноженные на двадцатилетний режиссерский опыт К. Д. Выгривача, дали новый толчок в развитии театра в Некрасовском.

    Некрасовцам тех лет можно было позавидовать: не имея порой возможности бывать в областном театре им. Ф. Волкова, не говоря уже о столичных театрах, наши земляки могли приобщаться к театральному искусству в своем Доме культуры. А уж видеть своих талантливых земляков, которые живут и трудятся рядом, в новом качестве – театральных актеров - вдвойне приятней и интересней. Наши актеры выступали не только в родном Доме культуры, но и гастролировали в Ярославле, Ростове, Пошехонье–Володарске, в сельских клубах Некрасовского района. Театр неоднократно принимал участие в областных смотрах-конкурсах. Спектакли «Машенька», «Беспокойное сердце», «Иней на стогах», «Лес», «Солдатская вдова», «Беспокойная старость» были удостоены дипломов I, II, III степеней. Спектакль «Иней на стогах» стал дипломантом Всероссийского фестиваля творчества трудящихся.

    Труппа театра по современным меркам (для самодеятельного театра) была большая – более 30 человек. Иногда в одном спектакле одновременно участвовали более 20 актеров. Все самодеятельные артисты являлись слушателями университета культуры, где повышали свой профессиональный уровень. Занятия проводились в том числе и с участием профессиональных актеров из театра им. Ф. Волкова. Таким образом, в Некрасовском выросла целая плеяда самодеятельных и талантливых актеров, по-настоящему преданных любимому делу. И, конечно же, заслуга в долголетнем существовании Народного театра принадлежала истинному почитателю Мельпомены Кириллу Даниловичу Выгривачу, который не только руководил театром, но и сам зачастую выходил на сцену, создавая неповторимые и характерные роли. Можно только представить какая напряженная жизнь была у этого человека, постоянно ищущего, думающего, сомневающегося, но верившего в свое дело! Наверняка не все было гладко на театральной стезе, но эту «внутреннюю кухню», наверное, никто кроме него и его коллектива не знал, - зрители более 30 лет видели на сцене результат творческой работы режиссера и актеров, заслуживающий высокой оценки и заставляющий на многое, происходящее в жизни, смотреть другими глазами.

    Уже более двадцати лет нет среди нас Кирилла Даниловича, ушли из жизни многие актеры. Но память о замечательном коллективе жива, и дело его продолжается: сегодня на сцене Некрасовского народного блистают сценическими талантами уже новые поколения взрослых и совсем еще юных артистов. Они с благодарностью вспоминают своих предшественников и мечтают о том, как бы было здорово, если бы ныне существующему Народному театру было присвоено имя его основателя К. Д. Выгривача. И когда-нибудь историческая справедливость непременно восторжествует…

    Наталья Копылова, директор Некрасовского краеведческого музея.

     

    Борис Владимирович Трубников, пенсионер:

    - Кирилла Даниловича я впервые увидел в последний год войны – он у нас раненым «отдыхал». Ходил он в военной форме, чуть согнувшись, и немного прихрамывал. И все время веселый, с песней ходил. А потом стал директором клуба, возглавил отдел культуры, а затем и народный театр, где мне до седых волос довелось играть. Хорошо запомнился вот такой день. На Некрасовском машзаводе, куда я, 14-летний подросток, едва устроился работать, была художественная самодеятельность. По традиции заводчане ставили спектакли на сцене старого клуба, который считался заводским. В этот раз мы ставили пьесу «На бойком месте», а К. Д. Выгривач как руководитель очага культуры наблюдал за происходящим из-за кулис и еще подыгрывал выступающим на гитаре. А потом, когда клуб в 1949 году отремонтировали, режиссер пригласил нас с Леней Вознесенским в свою труппу – к открытию обновленного ДК мы поставили спектакль «Макар Дубрава». С тех пор я с театром не расставался, только на время армии сделал перерыв. Последние свои спектакли, когда уже Кирилл Данилович отошел от режиссуры и его сменила молодой режиссер Светлана Чистякова, я сыграл в 80-е годы. Свою долгую театральную биографию вспоминаю с большой теплотой и благодарностью, во многом благодаря нашему руководителю, замечательному, дружелюбному, часто по-доброму посмеивающемуся Кириллу Даниловичу Выгривачу…

    Галина Александровна Мокина, ветеран районной культуры:

    - И мне довелось немало спектаклей сыграть под началом и вместе на сцене с К. Д. Выгривачом. Тогда, в 70-е годы, я работала в местной библиотеке. Он сам прекрасно играл на сцене и учил этому других. Был очень требовательный, и одновременно веселый, юморной. Бывало, на репетиции приглашал артистов Волковского театра – они наблюдали за нашей игрой и консультировали, исправляли недочеты. Был очень красив. При случае всегда навещаю его могилку – здесь, на кладбище в Некрасовском…

    Владимир Сергеевич Хорев, педагог, хранитель музея в Некрасовской средней школе:

    - С К. Д. Выгривачом я впервые познакомился, когда работал старшим вожатым в Бурмакинской восьмилетке. Он, завотделом культуры, представительный и требовательный, приехал посмотреть, как у нас в школе налажена культурно-массовая работа с детьми. Уже потом, когда я работал в Некрасовской школе и был приглашен играть в народном театре, увидел, что Кирилл Данилович – и очень душевный, добрый человек, умеющий с каждым найти контакт. Кириллу Даниловичу удалось воспитать уникальную плеяду самодеятельных актеров, которые, к слову, не имели специального образования, но могли при этом сыграть любую роль, они были основой Некрасовского народного театра - это Агния Ивановна Трубникова, Сергей Феофанович Сотсков, Борис Владимирович Трубников, Виктор Александрович Голов, Татьяна Пеунова (Трубникова), Наталья Ирхина и другие. Ставили самые разные спектакли: «Лес», «Одна береза знает», «Человек с чужой биографией», «Калиновая роща» и др., особенно любили Островского. Причем у Кирилла Даниловича талантливо играли все актеры: для каждого он умел подобрать подходящую роль, и по характеру, и по внешнему виду. На спектаклях, как обычно, был полный аншлаг.

    Светлана Александровна Чистякова, председатель комитета по культуре и туризму администрации Некрасовского района:

    - Мне было двадцать лет, когда я, окончив Ярославское училище культуры, в 1980 году пришла работать в Некрасовский районный Дом культуры. Кирилл Данилович, который тогда возглавлял РДК, очень помог, взяв надо мной негласную опеку, настраивал на работу и давал первые азы вступления в профессию. К. Д. Выгривач был очень многогранным, универсальным человеком: прекрасно разбирался не только в театральном искусстве и культуре, но и в экономике, математике, хозяйственных вопросах. И с удовольствием делился опытом с молодежью. Причем это были вовсе не шаблонные уроки – скорее, дружеские беседы, где он доступно и доходчиво что-то объяснял, показывал…

    Мое знакомство с Кириллом Даниловичем не было внезапным – я знала его еще по школьному театру, но по-настоящему узнала его уже в сознательном возрасте, когда сама стала выходить на сцену Некрасовского народного. Сразу подкупило его по-отечески доброе отношение. Причем так трепетно он относился ко всем актерам, в том числе приезжающим из города на практику, - для всех был отцом и хранителем детских душ. Для меня, рано потерявшей отца, он стал особенным человеком, наставником, поэтому, когда мы с мужем ждали младшего сына, вопрос о выборе имени для малыша даже не стоял – сразу, еще до рождения назвали его Кириллом – в честь Кирилла Даниловича. Когда в силу возраста Кириллу Даниловичу было уже сложно заниматься режиссурой, мне выпала огромная честь стать его преемницей. Но и здесь он ни на миг не оставлял нас – постоянно бывал на репетициях и спектаклях, помогал советом и делом. Это был светлый, незабываемый человек, который околдовывал своей неземной душевной красотой и масштабом мысли. Невероятно умный и проницательный, он мог легко предугадать исход любого дела. Был он и большим ценителем женской красоты, женской души, причем делал это потрясающе интеллигентно. Таких людей, наверное, больше нет. Очень жаль, что Кирилла Даниловича уже много лет нет среди нас, но мы обязательно будем его помнить…



  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Фраза дня
  • 2015.03.19

    Еще 10 лет таких цен и зарплат, и вместо переписи населения будет перекличка.

  • Анекдот

    Поздравления

    Посмотреть все поздравления

    Топ 3

    Последние комментарии

    • О нас
    • Подписка
    • Некрасовское ТВ