Пишите нам:rbnekr@rambler.ru

  • Итоги2018.09.14
  • знач.изм.
    USD13/1266.420.0797
    EUR13/1275.220.4029

    Архив номеров

    Выберите номер: Архив номеров

    Каталог предприятий

      Показать ∨

      • «ГОГУЛЮ» НА ПРОФИНТЕРНЕ ПОМНЯТ

        2013.04.2601047В начале 1928 года была пущена в эксплуатацию железнодорожная ветка Филино - Красный Профинтерн, связавшая наше заволжье с областным центром. С того времени прошло ровно 85 лет. Сегодня этой железной дороги уже нет. Но в этот юбилейный год очень хочется вспомнить нашу старую добрую «гогулю», исправно служившую не одному поколению заволжан.

        Поезд ходил с Профинтерна в Ярославль со скоростью 15 км в час. Подшучивали над скоростью «гогули». Мол, можно было выйти из первого вагона, набрать цветов и успеть сесть в последний вагон. Остановок по пути следования было много. Было такое ощущение, что состав останавливался у каждого столба. Уезжал рано утром и возвращался обратно часов в 10 вечера. Железнодорожный вокзал стоял в начале деревни Тюмба. Следующей остановкой была деревня Свечкино, за ней следовало Тимохино. Останавливался поезд недалеко от Грешнева, здесь грузили бидоны с молоком, затем в самом Грешневе, следующие остановки: Аббакумцево, Игумново, Иоркино, Федорино. Затем шли остановки уже в самом Ярославле: Филино, Приволжье и Всполье (Ярославль Главный). На обратном пути поезд шел еще медленнее, так как очень часто пассажиры, местные жители, не дожидались своей станции, срывали стоп–кран и выходили там, где им было нужно. Для окрестных деревень это был удобный вид транспорта, а главное - надежный. Приходили на вокзал засветло, чаще приезжали на лошадях и ночевали в железнодорожном вокзале. Места в вокзале было много. Работал буфет, где продавали пиво, бутерброды с селедкой, с сыром. Стоял большой самовар с кипятком. Можно было в вагоны поставить мешки с картошкой для продажи в городе. Места в вагонах были жесткие, народу ездило много.

        В начале 70-х годов прошлого века начали ходить автобусы. Автобусных рейсов было мало, а желающих добраться до Ярославля много, дорога была не асфальтовая. Из-за всех этих неудобств первое время люди с сожалением вспоминали о таком милом и надежном транспорте, как «гогуля».

        Какова же история нашей железной дороги, по которой ходил тепловоз? Небольшие сведения об этом узнаем из книги В. Щенникова « Понизовкинская пристань».

        Никита Андреевич Понизовкин понимал важность строительства железной дороги, соединяющей два города Кострому и Ярославль по левому берегу Волги. По этому поводу было написано прошение министру путей сообщения от 28 мая 1916 года. В прошении говорилось об убытках, которые несет страна, откладывая строительство железной дороги: «Каждый год отсрочки составляет потерю до 250000 рублей для давших заказы нашей фирме военных учреждений (грузооборот на линии только для военных надобностей исчисляется до 2,000000 пудов в год)».

        Строительство железной дороги было отсрочено до 1 января 1917 года. Дорога не была построена.

        Прошла революция, завод перешел в руки рабочих. Впоследствии увеличенные мощности завода обеспечить сырьем только за счет выращиваемого в здешних местах картофеля было уже не возможно. Для круглосуточной загрузки завода была реализована идея Н. А. Понизовкина – построена железная дорога от Ярославля до завода на Красном Профинтерне со станционными складами, вокзалом, водогрейным краном и механическим семафором, установленным за километр до станции. Перед деревянными мостами на железнодорожном пути вывесили таблички с напоминанием машинисту паровоза: «Закрой поддувало и сифон».

        Железная дорога была построена в течение десяти месяцев. Началось строительство в марте 1927 года и закончилось в декабре 1927 года. В начале эксплуатации возникали трудности в связи с разливами реки Волги. В апреле 1927 года все внимание было сосредоточено на проток весенних вод, так как железнодорожный путь к заводу был затоплен на пятиверстном расстоянии. Лед из Волги в низменных местах проходил через пути, из-за чего создавалась угроза разрушения моста через реку Рыбница и самого железнодорожного полотна. Убыток от протока весенних вод составил (по приблизительным расчетам) 10 или 13 тысяч рублей.

        Открытие железной дороги состоялось в январе 1928 года. Об этом мне стало известно из закрытого информационного письма ячейки ВКПб при постройке ж.д. Филино - Красный Профинтерн. Администрация завода «Красный Профинтерн», которая открывала железную дорогу, почему-то не пожелала сообщить о дне пуска ветки ни рабочим, строящим дорогу, ни ячейке ВКПб, не говоря уж о приглашении представителей организаций. О дне ввода дороги рабочие и организации узнали только накануне открытия железнодорожной ветки. Не зная порядка открытия, все-таки послали своих представителей. Некоторые рабочие приехали за 30 верст на открытие дороги. Не имея пригласительных билетов, вынуждены были уйти с торжества и ждать на морозе, когда кончатся угощения для приглашенных. В вагон их не пускали, в клуб, где проходило угощение, тоже. Здесь стояла милиция, и в зал пускали только имеющих билеты или по разрешению администрации завода. Все это создало недовольство, рабочие ругались, отпуская в адрес администрации такие фразы: «сами напились, а нас, строителей, даже в вагон греться не пускали» или «кто строил, того и забыли».

        Вот такой известен эпизод в начале пути железной дороги, которая потом долгие годы верно служила поселку, да и всему заволжью.

        Но грянули 90-е годы. Завод «Красный Профинтерн» перешел в частную собственность. В 2007 году новые хозяева разобрали и продали железнодорожный путь от Ярославля до Профинтерна, так и не погасив полугодовую задолженность рабочим по заработной плате.

        Такова история нашей небольшой железнодорожной ветки Красный Профинтерн – Ярославль. Сегодня о ней напоминает только земляная насыпь, да воспоминания старожилов – тех, кто работал и ездил на «гогуле».

        По материалам краеведов



      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить
      Фраза дня
    • 2015.03.19

      Еще 10 лет таких цен и зарплат, и вместо переписи населения будет перекличка.

    • Анекдот

      Поздравления

      Посмотреть все поздравления

      Топ 3

      Последние комментарии

      • О нас
      • Подписка
      • Некрасовское ТВ
      • Каталог