Пишите нам:rbnekr@rambler.ru

  • Итоги2018.09.14
  • знач.изм.
    USD15/1266.43-0.1787
    EUR15/1275.390.0026

    Архив номеров

    Выберите номер: Архив номеров

    Каталог предприятий

      Показать ∨

      • СЕЛО ДИЕВО-ГОРОДИЩЕ - ВОТЧИНА КНЯЗЕЙ ХВОРОСТИНИНЫХ

        2013.07.1201147Диево-Городище. Старинное село на Волге с богатейшей историей и самобытными людьми, с красивейшей природой и любопытными страницами в биографии. О некоторых из них напомнят читателям статьи местных краеведов («РБ» благодарят авторов за предоставленную возможность). Публикации приурочены к Дню села Диево-Городище, который жители отметят в субботу, 13 июля. Пожелаем участникам праздника доброго настроения.

        Князья Хворостинины получили дворцовое село Городище в полное владение во второй половине 1580-х годов от царя Федора Ивановича. На самом деле эта была милость царского шурина Бориса Годунова, к партии которого Хворостинины и принадлежали.

        Членами Диево-Городищенского краеведческого общества недавно были обнаружены документы из бывшего Московского архива министерства юстиции (сейчас РГАДА). По этим документам стало ясно, что владельцами села на паях с конца XVI века являлись братья Дмитрий, Петр, Федор и Андрей Ивановичи Хворостинины – известные военачальники и политики времен Ивана Грозного и Федора Ивановича. В начале XVII века наследование городищенской вотчины осуществляло поколение их сыновей - Григорий Федорович, Иван Андреевич и братья Иван и Юрий Дмитриевичи. От Юрия Дмитриевича половина села Диево-Городище перешла сыну его Федору Юрьевичу Хворостинину, знатному боярину середины XVII века, за которым род князей Хворостининых пресекся. В 1697 году его вдова княгиня Елена Борисовна Хворостинина передала восточную половину села Диево-Городище во владение Троице-Сергиевого монастыря.

        Во второй половине XVI века род князей Хворостининых отличился на военной и государственной службе благодаря заслугам четырех братьев Дмитрия, Федора, Петра и Андрея Ивановичей Хворостининых. Среди них боярин Дмитрий Иванович Хворостинин снискал себе славу лучшего русского полководца XVI века. «Гуляй-город» Дмитрия Хворостинина выдержал многочасовую осаду крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году в битве под Москвой. Это его упорное сопротивление спасло Москву и Московское государство, ослабленное опричным террором (репродукция вверху).

        Хотя Дмитрий Иванович Хворостинин не был непосредственным владельцем Диево-Городища, его имя постоянно упоминается в духовном завещании брата - князя Федора Ивановича Хворостинина в 1602 году как одного из законных (юридических) владельцев села. В это время Дмитрия уже не было в живых, и наследование Городища на паях продолжилось по линии его сыновей Ивана и Юрия.

        Как легендарный, опытный полководец XVI века оставил свой след в российской истории князь Андрей Иванович Хворостинин – защитник Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 - 83 годах. Героическая оборона Пскова под руководством князя Андрея Ивановича Хворостинина не позволила полякам продолжить интервенцию вглубь Московского государства и положила конец затяжной Ливонской войне.

        Другой брат, боярин Федор Иванович Хворостинин, больше отличился на дипломатическом поприще. Хороший военный опыт, видимо, имел и четвертый их брат Петр, назначавшийся во второй половине XVI века воеводой во многие города.

        Братья Хворостинины, а позже их сыновья постоянно заботились о благосостоянии Троицкого храма в селе Диево-Городище. Так, в 1602 году, в духовном завещании князя Федора Ивановича Хворостинина, церкви Троицы в Городищах было положено пожертвование – 2 рубля.

        Очень загадочной и противоречивой была фигура князя Ивана Андреевича Хворостинина, сына легендарного защитника Пскова. В 1605 году он стал фаворитом Лжедмитрия I, сблизился с поляками, выучился по латыни, начал читать латинские книги и заразился католическими мнениями, латинские иконы чтил наравне с православными. Недолгое царствование Лжедмитрия I быстро возвысило его: в 1606 году он был окольничим и затем кравчим при дворе самозванца.

        Будем откровенны – фавор князя Ивана Андреевича опирался на его противоестественные отношения с царем-самозванцем. Бывший инок Григорий, дорвавшись до царского престола, не стеснялся в проявлении своей буйной натуры. Подобно своему мнимому отцу, он не оставлял своим вниманием ни женщин, ни мужчин. В качестве одного из его партнеров источники единодушно называют князя Ивана Хворостинина. Современник событий Станислав Немоевский так описывает царского фаворита: «…красивый юноша 18 лет, невысокий и, как говорят, любимец великого князя a secretes». Об этом же красноречиво свидетельствует и голландец И. Масса. На свадьбе самозванца (8 мая 1606 года) «первым у стола стоял», на четвертый день ходил с самозванцем в баню.

        При новом царе Василии Ивановиче Шуйском князь Иван Хворостинин был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за «еретичество». Возвращенный в Москву около 1611 года, Хворостинин присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого. После этого Иван Андреевич (в 1612 году) находился в рядах Нижегородского ополчения и пользовался доверием князя-воеводы Дмитрия Пожарского.

        Есть сведения, что во время отлучки Пожарского на две недели в свою суздальскую вотчину, командование ополчением было доверено князю Ивану Андреевичу Хворостинину. Возможно, когда ополчение находилось в Ярославле, и Иван Андреевич мог посетить свою ярославскую вотчину - село Диево-Городище.

        После воцарения Михаила Федоровича Романова фортуна, казалось бы, благоволила талантливому аристократу. В 1613 году он был послан воеводой в Мценск, а в следующем году находился уже в числе «больших воевод Украинского разряда» и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 году был послан воеводой в Переяславль-Рязанский, где удачно «отсиделся от черкас» и за это, по возвращении в Москву, был пожалован «у стола» серебряным кубком и шубой в 160 рублей.

        В начале 1620–х годов князь Иван Хворостинин опять «впал в ересь». Он увлекся католицизмом. В это время к обрядам русской церкви он относился с вызывающим презрением, «постов и христианского обычая не хранил», запрещал своим дворовым ходить в церковь, в 1622 году пил всю страстную «без просыпу», утром в светлое воскресение до рассвета напился прежде, чем разговелся пасхой, не поехал во дворец христосоваться с государем, у заутрени и обедни не был. Поставив себя таким поведением и образом мыслей в полное общественное одиночество, он хотел отпроситься или даже бежать в Литву либо в Рим и уже продавал свой московский двор и вотчины.

        Но бежать за границу Хворостинину не дали. В 1622 году по приказанию царя и патриарха был проведен в его доме обыск. В его московских хоромах при обыске было обнаружено немало крамольных рассуждений и стихов, очень талантливо написанных. В этих книжках, как и в разговорах, он выражал скуку и тоску по чужбине, презрение к доморощенным порядкам, писал многие укоризны про всяких людей Московского государства, обличал их в неосмысленном поклонении иконам, жаловался, «будто в Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем, сеют землю рожью, а живут все ложью» и у него общения с ними быть не может никакого. Он даже титула государева не хотел писать, как следует, именовал его «деспотом русским», а не царем и самодержцем. При этом он сохранил интерес к церковнославянской литературе, был большой начетчик по церковной истории, обнаруживал неукротимый задор в частных книжных прениях, вообще отличался ученым самомнением.

        В 1623 году за свое вольнодумство князь Иван Хворостинин был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, где вскоре раскаялся и написал выдающееся произведение русской средневековой литературы «Словеса дней и царей и святителей московских». Это были самые первые литературно-исторические записки о событиях Смутного времени.

        После этого в 1624 году князь был возвращен в Москву, восстановлен в дворянстве и получил доступ ко двору. Он умер через год в 1625 году, приняв перед смертью монашество с именем Иосифа. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре.

        Летописный труд Хворостинина «Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России» сохранился в единственном списке, находящемся ныне в Государственной Публичной библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автора «Словеса» представляют значительный интерес. В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы князем Пожарским.

        Дмитрий Кшукин



      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить
      Фраза дня
    • 2015.03.19

      Еще 10 лет таких цен и зарплат, и вместо переписи населения будет перекличка.

    • Анекдот

      Поздравления

      Посмотреть все поздравления

      Топ 3

      Последние комментарии

      • О нас
      • Подписка
      • Некрасовское ТВ
      • Каталог