Пишите нам:rbnekr@rambler.ru

знач.изм.
USD21/0500
EUR21/0500

Архив номеров

Выберите номер: Архив номеров

Каталог предприятий

    Показать ∨

    • ОДИН ИЗ БАЖЕНОВЫХ…

      К 140-летию Н. И. Баженова2013.07.2601000В одном из справочных изданий прошлых лет посад Большие Соли называют не иначе, как «Костромская Италия» [1]. Такое сравнение не случайно, так как в XIX - начале XX вв. в нашем древнем крае интенсивно развивалась художественная культура – процветала иконопись, резьба по дереву, столярное ремесло.

      Когда пристрастились большесолы к данным ремеслам, точно неизвестно, но вероятно, произошло это в конце XVII - начале XVIII веков. Да пристрастились так, что передавали свое дело детям и внукам. Среди большесольских династий особо выделялись незаурядные мастера – иконописцы, владевшие одновременно искусством монументальной росписи храмов и иконописи. В статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии, составленном в 1863 году, отмечается: «Живопись в настоящее время в Больших Солях в полном расцвете. Большесольские живописцы разъезжают очень широко и расписывают храмы в других губерниях»[2]. Так, например, представители известных семей художников Демидовых, Соколовых, Казаковых, Баженовых оставили о себе память в  храмах соседнем с нами г. Нерехта. Отличительной чертой наших мастеров было использование в росписи гравюр и репродукций картин европейских мастеров на библейские сюжеты. Они часто повторяли сюжеты стенного письма В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, образы М.А. Врубеля[3].

      Пожалуй, самой плодотворной из вышеперечисленных династий была семья Баженовых, которая почти за два столетия дала плеяду художников, мастеров-резчиков и позолотчиков[4]. Изучение творческого наследия Баженовых - одна из интереснейших и сложных тем для исследователей. Сложность заключается в поиске документов, подтверждающих те или иные работы, выполненные Баженовыми за два столетия, в знании стилистических особенностей, присущих представителям династии, а также в фотофиксации монументальных росписей, икон и образцов резьбы с учетом того, что Баженовы работали во многих губерниях и не все их творения уцелели.

      Известно, что одной из самых сильных была артель Александра Михайловича Баженова, возникшая в 1870 году. Ее численность доходила до 70 человек. Артель работала по изготовлению иконостасов, монументальных росписей, икон. Круг сохранившихся произведений этой артели весьма широк. Подрядчик А.М. Баженов выполнял заказы в Ярославской, Костромской, Вологодской, Вятской, Архангельской и других губерниях. Примером служит его работа в Никольской церкви села Никольское нашего Некрасовского района, где им выполнены росписи, иконостас и несколько подписных икон в начале XX века[5].

      Более подробные сведения имеются об одном из ярких представителей династии, коим является Николай Иванович Баженов [1873-1938]. Вероятнее всего, художественное образование он получил в ремесленной школе К.А. Попова, а талант достался ему по наследству. До революции Николай Иванович был подрядчиком церковной живописи, работал и по золоту. Известно, что его кисти принадлежали росписи в ряде храмов Ярославской и Костромской губерний. Чаще всего ему приходилось поновлять утратившие цельность клеевые росписи. Поновлял он их масляной живописью, технологией и секретами которой, применительно к стенному письму, владел в полной мере. Творческий почерк Н.И. Баженова отличается свободой лепки форм и уверенным рисунком. Мазки корпусные, тянутые, лежат по форме. Лица румяные, тени легкие, положены прозрачно, на шее серые. Глаза крупные с яркими белками, на радужке белый блик света. Веки розовые, слезник выделен только у лиц в фас. Губы пухлые розовые с лиловатым оттенком. Золото одежд везде писано желтой краской. Автор знал, что подлинное золото часто темнеет и выглядит плоско на фоне объемной живописной трактовки образов[6].

      Баженову принадлежат множество подписных икон второй половины XIX - начала XX веков. В экспозиции «Церковные древности Костромского края» Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря [г. Кострома] представлено 5 икон Николая Ивановича: «Господь Вседержитель», «Преподобный Сергий», «Богоматерь Скоропослушница», «Спас Нерукотворный», «Поклонение волхвов». Иконы выполнены темперными красками, датированы началом XX века. Кроме того, в экспозиции можно увидеть 5 досок мастера, датированных 1923 годом, с технологическим процессом иконописания образа Святого Николая Чудотворца, выполненных в технике темпера с золочением. Есть мнение, что в местном храме «Утоли моя печали» храмовая икона с одноименным названием принадлежит кисти Баженова[7].

      Николай Иванович был не только талантливым иконописцем, но и реставратором старинных икон. Приведем только один факт. В 1915 году на средства нерехтского купца Е.И. Сыромятникова Николай Иванович произвел реставрацию наиболее чтимой в г. Нерехте иконы Владимирской Богоматери [1634г.][8].

      После революции с 1917 по 1922 гг. Баженов работал учителем рисования и пения в школе. Пение преподавал не случайно, так как являлся регентом церковного хора. Это еще одна грань таланта Николая Ивановича, но пока малоизвестная. Вероятно, с 1928 года Баженов являлся членом Большесольского отделения Костромского научного общества изучения местного края [КНОИМК], учрежденного при Большесольском музее искусства и старины. Судя по анкете, составленной Николаем Ивановичем для вступления в общество, на тот момент он являлся свободным художником. В 20-е годы в Больших Солях был создан филиал областной артели «Художник», в состав которой вошли местные художники, в том числе и Н.И. Баженов.

      Уже только эти немногие факты из биографии Н.И. Баженова могут свидетельствовать о его незаурядной личности, о его всестороннем даровании. Да и по характеру  Николай Иванович был добрым, общительным. Привлекали к нему широта натуры, знание им своего дела[9]. В фондах нашего музея имеются несколько групповых снимков большесольцев начала XX века, и среди лиц, смотрящих на нас из далекого прошлого, в каждом снимке выделяется Николай Иванович с пронзительным взглядом, с неулыбчивым, напряженным выражением лица, как будто он всматривается в свое будущее… А его будущее было  трагичным.

      В тридцатые годы к местным художникам стал присматриваться представитель НКВД в Больших Солях сержант Ковалев. Личность Баженова его особенно интересовала по причине его известности, по тому, как к нему отрицательно относилось местное руководство. Да и вел себя не как «наши люди». Открытый и гордый взгляд, говорил обо всем резко, нелицеприятно, ироничен. В начале 30-х два года провел в тюрьме по 58 статье[10]. Все подходило для того, чтобы сфабриковать новое дело об антисоветской деятельности среди членов ярославской артели «Художник». В данной статье нам бы не хотелось описывать подробности тех страшных лет в судьбе Николая Ивановича, потому что все это было так несправедливо, так унизительно и горько. День 15 мая 1938 года был последним днем его жизни, жизни, насильно отнятой. Доброе имя  и репутация Николая Ивановича Баженова были восстановлены в 50-х годах прошлого века.

      Мы еще очень мало знаем о Николае Ивановиче Баженове, но радует тот факт, что имя его известно среди искусствоведов, изучающих наследие провинциальных иконописцев и мастеров монументальной живописи. И есть надежда, что в скором будущем творчество Н.И. Баженова будет достойно представлено в будущей новой экспозиции нашего музея.

      Наталья Копылова, директор Некрасовского краеведческого музея

       

      Источники

      1. Наименование издания пока не известно, но вероятнее всего, это справочное издание по населенным пунктам Костромской губернии, а возможно и по России. По имеющемуся листу ксерокопии год издания можно отнести к концу XIX началу XX вв.

      2. Ресурсы Интернета: www.yaroslavskiy-kray. com.: Васильева Т. Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков.

      3. Каткова С.С. Роспись купола Владимирской церкви г.Нерехта./Светочъ, 2012, №7, с.208.

      4. Ресурсы Интернета: Указ. источник.

      5. Ресурсы Интернета: Указ. источник.

      6. Каткова С.С. Указ. соч. с. 204, 208.

      7. Монастыри и храмы земли Ярославской: Краткая иллюстрированная энциклопедия. Т.2/ Авт.-сост.: М. Шиманская, С. Метелица.- Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2000.-с.242.

      8. Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта.- М.: Изд-во «Отчий дом», 1996.-с.111.

      9. Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х гг., связанных судьбами с Ярославской областью.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1993.- с.308.

      10. Указ. соч. с.308.



    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить
    Фраза дня
  • 2015.03.19

    Еще 10 лет таких цен и зарплат, и вместо переписи населения будет перекличка.

  • Анекдот

    Поздравления

    Посмотреть все поздравления

    Топ 3

    Последние комментарии

    • О нас
    • Подписка
    • Некрасовское ТВ
    • Каталог